На протяжении многих веков в России царила мода на все французское: дворяне знали французский лучше родного языка, читали французские романы, одевались по парижской моде и т.д. После установления советской власти увлечение Францией было затруднено, но, пожалуй, не удивительно, что именно французский модный дом первым попал и за "железный занавес". В 1959 году в СССР был впервые официально разрешен показ мод, и Сюзан Люлин организовала показ Dior в Москве.
"На улицах Москвы появились афиши: "Дом мод Кристиана Диора будет демонстрировать коллекцию летних моделей в спортивном клубе "Крылья Советов". Конечно, женщинами овладело желание попасть в это святилище соблазнов" (журнал "Огонек", 1959).
10 июня двенадцать моделей под руководством Ива Сен-Лорана, который возглавлял Дом Диор в тот период, прилетели в Москву. Многочисленный багаж, включающий одежду, украшения, зонтики, перчатки, шляпки и обувь, был застрахован на сумму 10 млн. франков.
Не обошлось и без забавных сегодняшнему зрителю разночтений: на большинстве афиш фигурирует имя "Христиан Диор".
Дефиле посетили 11000 человек из числа высших чинов коммунистической партии и советской элиты, а так же представителей легкой, текстильной промышленности. За 5 дней состоялось 14 показов, а каждая из моделей вышла на подиум около140 раз.
В архивах Дома Dior до сих пор хранится инструкция, которую французы получили перед поездкой:
- Возьмите с собой сигареты, помаду, косметику.
- Примите к сведению, что вы не сможете купить виски.
- Пожалуйста, не фотографируйте. Если вы берете фотоаппарат, не снимайте детей, дома, мосты, военные постройки.
- Никогда не отказывайтесь от первой сигареты, которую вам предлагают. Это одно из правил вежливости.
- Не удивляйтесь, если к вам обратятся на улице с вопросами: откуда вы, были ли вы в СССР до этого, чем вы занимаетесь, каково ваше впечатление от Москвы. Это проявление дружественности со стороны московского населения.
- В особенности не смущайтесь, если прохожие улыбаются или удивляются при вашем виде из-за разницы в поведении и одежде.
- Чаевые для такси: 10%. В остальных случаях оставлять чаевые не принято. Брать их почти всегда отказываются.
- Во время приемов принимайте алкоголь умеренно, но не отказывайтесь, поскольку не принимать участия в тостах - одно из грубейших оскорблений.
- Тем людям, которые вам понравятся и которые окажут вам наилучший прием, дарите значки, которые вам раздадут заранее.
- Возьмите с собой несколько детективных романов для себя и для подарков служащим посольства.
- Относительно моделей: перед интервью просим вас ознакомиться со специальной инструкцией и перечнем вопросов.
- Женщины ни в коем случае не должны носить брюки. В последнее время в связи с этим было замечено негативное отношение к звездам кино со стороны населения.
Показ Dior продемонстрировал советским людям другой мир. Совсем иной уровень ощущался не только на уровне кройки и шитья, но и в сфере организации представления. Еще на стадии переговоров французы добивались высочайшего уровня проведения мероприятий - они просили натуральный шелк для декораций, личного повара для моделей и разрешение привезти фотографа, парикмахера и пр.
Примечательно, что специалистов из Дома моделей на Кузнецком Мосту поразил отношение к художнику-модельеру. В СССР он считался почти подсобным рабочим, а среди французов был чуть ли не обожествлен: "О нем в фирме говорят в превосходной степени: "Он придумал, он выбрал, он решил". Никаких других слов вы не услышите. Художник отвечает за все. Конечно, его ответственность огромна, но и престиж человека всегда выше, ему верят, его рекомендациям следуют".
Удивила зрителей и скорость демонстрации моделей - на показах на Кузнецком Мосту манекенщицы ходили гораздо более неспешно, и их выход сопровождали пространные лирические и технологические описания комплектов.
Позже, в 1965 году, группа художников-модельеров из Всесоюзного дома моделей на Кузнецком Мосту побывала в гостях у Дома Christian Dior в качестве ответного жеста. В отчете выражается то же недоумение: "К моделям не дается никаких пояснений, просто объявляется номер и название модели. Можно только успеть отметить крестиком в каталоге".
Что же касается показов в Москве, то журнал "Огонек" был одним из из немногих советских изданий, осветившим событие: "Сидящие в зале смотрят на манекенщиц очень внимательно: одни мысленно примеряют платья и накидывают на плечи меховые манто, другие стараются уловить и запомнить понравившийся фасон. Зрительницы отмечают: "Зачем платья из плотной шерсти так сильно открыты? Ведь это почти сарафан. Для нас, северян, это не особенно практично. А летом, даже вечером, будет жарко в таком платье. Платья коротковаты. Полных и низкорослых это вряд ли украсит. Ручная вышивка по тюлю — это, конечно, очень красиво, но кто может позволить себе такую дорогую вещь?" (17 июня 1959 года).
Другой советский журнал описывал узкие юбки и обувь на высоких каблуках так: "Буржуазная мода такова, что женщина испытывает трудности при ходьбе и должна обязательно иметь рядом с собой человека, помогающего ей."
Желая привлечь внимание к показу, организаторы устроили прогулку моделей Dior по Москве, которую запечатлел фотограф Howard Sochurek для журнала "Life"
Серия снимков называется "Модели бренда Dior гуляют по консервативной Москве 1959 года".
Моделям было позволено выходить на улицу только в костюмах от Диор. Их вид часто шокировал окружающих: кто-то рассматривал их с интересом, кто-то с удивлением, кто-то - с явной агрессией; - но равнодушных не оставалось.
Для прогулки по Красной площади француженки купили на рынке цветы. Их они дарили прохожим.
Следует заметить, что марке Dior был свойствен неестественный шик и дороговизна нарядов, которые ввел в моду сам Кристиан Диор, так что фото демонстрируют максимальный контраст между французскими моделями и самыми простыми советскими женщинами.